«ОНА КАЗАЛАСЬ… ОНА БЫЛА»

«Так сердце, жертва заблуждений
Среди порочных упоений
Хранит один святой залог,
Одно божественное чувство…»
А.С. Пушкин

(Все последующие эпиграфы взяты так же из сочинений А.С. Пушкина.)

«В жизни Пушкина была любовь, необычайная по силе, длительности, влиянию на всю жизнь и им самим никогда не названная, утаенная…» Так писал Юрий Тынянов в своей статье о безыменной любви поэта.2 Как известно, пред­положение Тынянова не было новым. За минувший век пушкинистами в числе прекрасных современниц поэта, ко­торые могли претендовать на его «тайную» привязанность, были названы: княгиня Голицына и Мария Николаевна Ра­евская, Наталья Кочубей и Софья Потоцкая, компаньонка Раевских Анна Ивановна и Екатерина Андреевна Карамзи­на…3

И несмотря на то, что ни к одной из них любовь Пушкина не была бесспорно доказана, сама убежденность исследова­телей в существовании этого «утаенного» чувства поэта еще и еще раз подтверждает правоту слов того же Тынянова о том, как ложно… представление о Пушкине как о ветре­ном, легкомысленном, «беспрестанно и беспечно меняющем свои привязанности человеке…».4

Мне самому не приходилось заниматься исследованием биографии Пушкина. Это не моя профессия. Просто, как и со многими из нас, он «вечным спутником» прошел со мной через все прожитые годы. Но … Это «но» возникло совер­шенно случайно, следствием интереса к семейной старине, к жизни и судьбам давно ушедших предков. В результате архивных розысков я неожиданно обнаружил ряд неизвест­ных мне прежде однофамильцев, живших в прошлом веке и ранее в Петербурге и в Казанской губернии. И тут стала открываться интереснейшая история, имеющая, как мне ка­жется, непосредственное отношение к сказанному выше.

Впрочем, как говорится, судите сами.

В середине семидесятых годов большой интерес москвичей вызвала открывшаяся в Третьяковской галерее выставка «Неизвестные и забытые портреты конца XYIII — середины XIX веков». Там, в ряду других прекрасных полотен, вни­мание посетителей привлекал портрет молодой женщины, сидящей на веранде, в кресле, на фоне деревьев старого парка.

Голубое платье с наброшенной поверх кружевной накидкой, обнаженные плечи, нитки крупного жемчуга от­теняли шею; темноволосую голову венчал красный тюрбан, украшенный золотой полосой, бахромой и перьями. Клас­сически правильные черты лица, разлет бровей над синими глазами со спокойным, пожалуй, чуть грустным выражени­ем, улыбка, затаившаяся в уголках губ… Такой смотрела она на зрителей с полотна, подпись под которым была предельно лаконична — Стройновская. Художник неизвестен, время — первая половина прошлого века.

А вскоре газета «Литера­турная Россия»5 опубликовала заметку об этом портре­те, в которой искусствовед и знаток иконографии пушкинского окружения Л. И. Певзнер на основе бесспорно аргументированных выводов раскрывала тайну портрета не­известной красавицы, полностью называя ее имя — Екатери­на Александровна Стройновская, женщина, пережившая глубокую трагедию в личной жизни и вдохновившая Пуш­кина на элегически прекрасные строфы в одной из его по­эм…

————————————————

К оглавлению. Следующая глава.

 

Рубрики

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.